Главная /  /  / Выставка: «Объект 627. Первая советская атомная подводная лодка. 75 лет.»

Выставка: «Объект 627. Первая советская атомная подводная лодка. 75 лет.»

Объект 627. Первая советская атомная подводная лодка. 75 лет.

 

Опыт Второй мировой войны продемонстрировал возрастание важности подводных лодок, обладавших, по сравнению с надводным флотом, способностью скрытного перемещения и внезапного нанесения удара по противнику. Помимо уничтожения военных кораблей противника, тактика «волчьих стай», применяемая подлодками Германии против союзных конвоев и подлодками США против японских судов, наносила серьезный ущерб снабжению действующих армий оружием, боеприпасами, топливом, продовольствием, подрывая их боеспособность. Первое место по наращиванию мощи подводного флота заняла нацистская Германия, в ходе войны введшая в действие 1113 подлодок, эффективно проявивших себя в том числе при организации морской блокады берегов Великобритании.

Эффективность действия подводных лодок зависела от времени нахождения под водой и скорости подводного хода, определявшихся предельной на тот момент мощностью дизель-электрических энергетических установок и наличием кислорода в воздухе внутри лодки. Новые возможности для развития стали очевидными с появлением атомных реакторов и колоссальной энергии, выделявшейся в процессе деления тяжелых ядер.

В 1946 г. на базе Манхэттенского проекта в США были начаты работы по созданию ядерных энергетических установок. В 1947 г. Хайман Джордж Риковер, имевший опыт руководства подводными лодками, службы в Управлении кораблестроения Военно-морских сил, подъема затопленного японцами линкора «Калифорния», снискавший репутацию принципиального и жесткого руководителя, был направлен командованием в г. Окридж. В 1949 г. адмирал Риковер назначается в Комиссию по атомной энергии США и возглавляет работу по созданию атомной подводной лодки в качестве директора отделения военно-морских реакторов Корабельного бюро. Благодаря его организаторским способностям и личной энергии создание подводной лодки с ядерной энергетической установкой получило статус национальной программы.

Водо-водяной реактор для субмарины мощностью 9860 кВт разрабатывался фирмой Westinghouse Electric Corporation. 14 июня 1952 г. на Гротонской верфи (штат Коннектикут) компанией Electric Boat Corporation была заложена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus), спущенная на воду 21 января 1954 года. Надводная скорость «Наутилуса» составляла 20 узлов, подводная – 23 узла, надводное водоизмещение – 4157 тонн, подводное – 4222 тонн, дальность плавания в подводном положении – 25000 миль, вооружение – 6 торпедных 533-мм аппаратов. 3 августа 1958 г. «Наутилус» впервые в истории прошел Северный полюс в подводном положении. Отдав тридцать лет созданию атомных субмарин и подбору личного состава, неоднократно упоминаемый в воспоминаниях моряков, адмирал Риковер вошел в историю как «отец атомного флота США».

В СССР руководство всеми организациями и предприятиями атомного проекта осуществлялось Первым Главным Управлением при Совете министров СССР (далее – ПГУ при СМ СССР).

В соответствии с поручением начальника ПГУ при СМ СССР Б.Л. Ванникова в конце ноября 1946 г. ученый секретарь Научно-технического совета ПГУ при СМ СССР Б.С. Поздняков подготовил проект общего плана работ по использованию ядерной энергии. В качестве основных направлений были указаны разработка проектов авиадвигателя, судового двигателя и электростанций. Ориентировочными тактико-техническими параметрами судна ставились водоизмещение около 2000 тонн, протяженность рейса в 30000 миль (45000 км), скорость подводного и надводного хода 40 узлов (74 км/ч). Предполагаемое судно должно было обладать характеристиками подводной лодки и эскадренного миноносца, идти на полном ходу около месяца и иметь возможность совершить кругосветный рейс.

24 марта 1947 г. на заседании Научно-технического совета ПГУ при СМ СССР (далее – НТС ПГУ) было принято решение приступить к научно-исследовательским и опытным работам по морским энергосиловым установкам.

В ноябре 1949 г НТС ПГУ поддержал подготовленные С.М. Фейнбергом (Лаборатория измерительных приборов АН СССР) соображения о возможности создания атомного двигателя для кораблей (применительно к подводной лодке) в трех вариантах (водяное, газовое и металлическое охлаждение).

В 1949-1951 гг. работы по созданию проекта реактора велись в ЛИП АН СССР, Институте физических проблем АН СССР, ОКБ «Гидропресс», НИИХИММАШ, Лаборатории «В». 9 сентября 1952 г. выходит Постановление СМ СССР № 4098-1616 о проектировании и строительстве объекта № 627 – условное наименование будущей атомной подводной лодки (далее – АПЛ). Определялись параметры объекта: скорость в погруженном состоянии – 20-25 узлов, длительность пребывания под водой на полной скорости не менее 30-60 суток и глубина погружения 200-300 метров.

Общее руководство работами возлагалось на ПГУ при СМ СССР, строительство объекта, а также разработка корабельной части, механизмов и вооружения – на Министерство судостроительной промышленности СССР (далее – Минсудпром СССР). Научный руководитель работ по созданию АПЛ – академик АН СССР А.П. Александров (ЛИП АН СССР), его заместитель по физическим расчетам и исследованиям – Д.И. Блохинцев (Лаборатория «В»), главный конструктор энергоустановки – Н.А. Доллежаль (НИИ-8), главный конструктор лодки – В.Н. Перегудов (СКБ-143 Минсудпрома СССР). Выбор создателей остановился на водо-водяном реакторе (на лодку устанавливались два реактора ВМ-А), получившем условное наименование «кристаллизатор». Разработку парогенераторов вело СКБК-189 (главный конструктор Г.А. Гасанов, циркуляционных электронасосов первого контура – ОКБ Ленинградского Кировского завода (главный конструктор Н.М. Синев), паротурбинной установки Специальное конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода (главный конструктор М.А. Казак).

В июле 1953 г. постановлением СМ СССР № 1987-814 утверждаются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы по созданию опытной АПЛ проекта 627, а также решение о сооружении в лаборатории «В» стенда ядерной энергетической установки (стенд 27-ВМ). Разработку документации для стенда вели: Ленгипрострой (здания и сооружения), СКБ-143 (энергетические отсеки стенда), НИИ-8 (ядерная энергетическая установка). В сентябре 1953 г. выпускается эскизный проект паропроизводящей установки для АПЛ (НИИ-8 и ЛИП АН СССР).

Всего к проектированию, изготовлению оборудования и систем, строительству АПЛ было привлечено 135 организаций, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов, 80 заводов различных отраслей отечественной промышленности.

В декабре 1953 г. В.М. Малышев направляет заместителю председателя СМ СССР Г.А. Маленкову предложение начать подбор офицеров Военно-морского флота для укомплектования экипажа АПЛ. В дальнейшем на базе Лаборатории «В» был организован учебный центр ВМФ СССР.

Физический пуск реактора на стенде 27 ВМ состоялся 8 марта 1956 г. Необходимо отметить, что одновременно с изготовлением оборудования для стенда осуществлялось изготовление оборудования для АПЛ.

В марте 1953 г. появился предэскизный проект объекта 627. Прочный корпус был разделен поперечными переборками на 9 отсеков: носовой, жилой, аккумуляторный, центрального поста, вспомогательного оборудования, реакторный, турбинный, электротехнический, жилой и кормовой. Легкий корпус в поперечном сечении – круговой формы, носовая оконечность в форме эллипсоида, кормовая с двумя гребными винтами, горизонтальными и вертикальными стабилизаторами. Значительный объем корпуса занимали паропроизводящая и паротурбинная установки со вспомогательными системами, аппаратурой и агрегатами управления, блокировки и защиты, для корабельной электростанции, оборудования и приборов электроэнергетической защиты. Ставились задачи формирования эффективной защиты экипажа от радиации, выделения зон обитаемости, организация радиационного контроля помещений, продуктов питания и личного состава, обесшумливания АПЛ, создания гидролокационной защиты.

В эскизном проекте диаметр корпуса составил 6,7 м. В сотрудничестве с головным институтом кораблестроения – ЦНИИ-45 – решались вопросы создания рулевых приводов, автоматических систем управления движением корабля, для чего проводились исследования влияния свободной поверхности формы дна моря на гидродинамические характеристики АПЛ, влияние гребных винтов на управляемость.

Проработка корпуса показала необходимость создания нового вида стали с повышенными механическими свойствами, обусловленными новой глубиной погружения и водоизмещением. По итогам научно-исследовательских и опытных работ ЦНИИ-48 подготовило технологию изготовления хромоникельмолибденовой стали АК-25. Сталь изготавливалась Ждановским заводом имени Ильича и заводом «Азовсталь».

Вооружение АПЛ предполагалось в составе не имевшей аналога торпедой 1550-мм (Т-15), длиной около 23 м и весом 40 т, предназначенной для стрельбы по береговым мишеням, и двумя 533-мм торпедами.

Задача изучения обитаемости на борту АПЛ изучалась опытным путем на дне моря в специально переоборудованной подводной лодке «Народоволец», где экипаж находился на протяжении 50 суток в полной изоляции от берега.

Эскизный проект АПЛ был завершен в октябре 1953 г. Возросшее с 2650 м3 до 2900 м3 водоизмещение обуславливалось перевесом паротурбинной установки, системы кондиционирования, гребных винтов. Секция № 8 НТС МСМ СССР признала увеличение водоизмещения обоснованным. 21 декабря 1953 г. СМ СССР утвердил эскизный проект.

С сентября 1953 г. СКБ-143 приступило к работам по техническому проекту АПЛ. В ходе его проработки вновь выросло водоизмещение АПЛ, на сей раз до 3050 м3, до 76 человек увеличилось число членов экипажа, с 25 до 24,5 узлов снизилась расчетная подводная скорость. Проект был одобрен научно-техническим советом Минсудпрома СССР.

В 1955 г., по предложению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова, из проектируемого вооружения АПЛ была исключена 1550-мм торпеда Т-15, заменяясь торпедами Т-5 533-мм (всего предполагалось 8 торпедных аппаратов). Назначением АПЛ определялось нанесение ударов по боевым кораблям и транспортам противника при действиях на удаленных путях сообщения. Ранее предполагавшаяся цель нанесения удара торпедой Т-15 по побережью противника была признана бесперспективной в силу больших габаритов АПЛ, не позволявших скрытно подойти к хорошо охраняемому побережью на пусковое расстояние и «сложным» поведением лодки непосредственно после пуска Т-15, ставившим под вопрос ее выживаемость.

Строительство лодки велось на заводе № 402 (г. Северодвинск, Архангельская обл.). 9 августа 1957 г. первая советская АПЛ была спущена на воду и над ней поднялся государственный флаг СССР. В сентябре 1957 г. состоялись физические пуски реакторов. В июне 1958 г. были проведены комплексные швартовные испытания ядерной энергетической установки. 1 июля 1958 г. над лодкой, получившей шифр К-3, был поднят флаг ВМФ СССР, 4 июля во время ходовых испытаний в Белом море впервые был дан ход от атомной энергетической установки. При работе реактора на 70-75 % мощности лодка шла на скорости, превышающей 24 узла. Испытания продолжались до конца 1958 г.

17 января 1959 г. Совет Министров СССР утвердил акт о приемке АПЛ с предписанием провести доработку оборудования до начала опытной эксплуатации.

Эксплуатация К-3 продолжалась с 1959 г. по 1987 г. 17 июля 1962 г. впервые для советского флота АПЛ пересекла Северный полюс, трижды выйдя на поверхность в полыньях; после возвращения из похода команда была удостоена правительственных наград, а субмарина получила имя «Ленинский комсомол». В 1963-1965 гг. состоялся плановый ремонт лодки с полной заменой реакторного отсека на новый. В сентябре 1989 г. «Ленинский комсомол» был переведен в учебно-тренировочные суда. В настоящее время предполагается, что первая советская АПЛ станет одним из объектов военно-морского музея в Кронштадте.

Первая советская подводная лодка с ядерной энергетической установкой, рожденная творческим гением ученых и конструкторов, поддержанных партией и правительством, стала очередным достижением отечественной промышленности и увеличила потенциал Военно-морского флота СССР, также заложив основы развития новых направлений в научных изысканиях, металлургии, машиностроении, судостроении.


Подготовлено по материалам сайта www.biblioatom.ru, издания «История создания первой отечественной атомной подводной лодки / Под ред. Уласевича В.К. М., Изд-во «ГУП НИКИЭТ», 2002» и информации из открытых источников.